Статьи

15 Июн 2018

Теперь поговорим о страхах детей от 3 до 7 лет. Наверно, нет ни одного ребёнка и взрослого человека, который ничего бы не боялся. Нет, мы не делаем круглые глаза, как дети, но немножко «опасаемся», когда спускаемся в метро или садимся в самолет. Мы стараемся обходить темные места и стоять подальше от шоссе, где летят машины…мы знаем, «все может быть…недавно показывали по телевизору…». Эти наши страхи-опасения вызваны жизненным опытом – нашим или других людей. Мы негативно информированы, но панике не поддаемся, а просто стараемся уменьшить вероятность неприятностей или держать себя в руках, когда что-то предвещает опасность. Наши «страхи» оберегают нас от опасностей, и правильно делают.

Теперь о детях. Страхи появляются у детей в период от 3 до 5 лет. Исследователи (Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей) посчитали, что в возрасте 3 лет у мальчиков в среднем наблюдаются 9 видов страхов, а у девочек – 7, а к 7 годам у мальчиков те же 9, а у девочек уже 12 видов страхов. В основном дети дошкольного возраста бояться сказочных персонажей, а также темноты, врачей, смерти родителей. В принципе, если количество страхов не превышает средненормативных, бороться с ними не надо. Они уходят сами, когда ребёнок будет больше знать о мире и интеллектуально переработает свои фантазии.

Страхи у детей дошкольного возраста появляются именно из-за ограниченного жизненного опыта, они выражают потребность детей в защите и опеке. Они говорят о том, что у ребенка появился «внутренний мир», воображение, работает память, мышление. Более того, они полезны, так как способствуют самосохранению ребёнка.

Мы знаем «бесстрашных» детей, которые убегают от взрослых, залезают на подоконники, ездят на самокатах и велосипедах, не оглядываясь по сторонам. Определенное количество осторожности не повредит, но у этих детей отсутствует «инстинкт самосохранения». Их нужно немного напугать и сделать «страшное лицо». Если и это не помогает, это повод задуматься об интеллектуальной достаточности таких детей.

Общий вывод из сказанного такой: если ребёнок говорит, что он боится Бабы Яги или Монстров, боится засыпать в темной комнате или спускаться по лестнице, его не надо переубеждать. Эти страхи иррациональны, а маленькие дети не сильны в логическом мышлении. Не надо смеяться над ним и обзывать «трусишкой» - это больно ранит детей, унижает их, задевает самолюбие. Надо попросить ребёнка нарисовать эту Бабу Ягу или Монстра, расспросить у ребёнка, чем так страшен этот персонаж; если отказывается рисовать - нарисуйте сами, но пусть ребёнок руководит вашим рисованием. Потом можно сделать эту Бабу Ягусмешной или красивой, а Монстра посадить в тюрьму или в самолет и отправить куда подальше, в конце концов, можно порвать рисунок как бы уничтожая страхи. Так можно поступать со всеми страхами «сказочных чудовищ».

Но есть другие страхи: что умрут родители или он сам, что будет ураган, землетрясение или нападение и т.п. эти страхи возникают на фоне повышенной тревожности ребёнка, возможно, спровоцированной самими родителями. Надо последить за собой: как часто в семье говорят о несчастьях и катастрофах, о болезнях и чьих-то смертях, что смотрят по телевизору, и, в конце концов, чего боятся сами взрослые. Бывает, что мама (или бабушка) такого тревожного ребёнка сама всего боится, всяких непредвиденных ситуаций, поэтому беспокоится за ребенка, всячески оберегает его, чрезмерно опекает. Например, гиперопекающие родители часто говорят своим детям: «Не бегай, упадешь!», «Одевайся теплее, а то заболеешь, в больницу попадешь!», «Не залезай, а то голову себе свернешь!», «Не ходи далеко, а то тебя злой дядя утащит, под машину попадешь!». Мир для такого ребёнка представляется просто чудовищно опасным местом, где шагу нельзя ступить без родителей. Маленькие дети воспринимают информацию, идущую от родителей, некритично (кстати, поэтому дети не понимают двусмысленные шутки). Они смотрят на мир глазами родителей и оценивают окружающее их оценками: если мама боится и беспокоится, то и я должен; если мама чего-то не любит, значит это плохо, и я не буду. Особенно это заметно при первых посещениях ребенком детского сада: если мама спокойно и уверенно ведет ребенка в детский сад, то и ребёнок спокоен; если мама беспокойна и неуверенна, все ли будет хорошо, то ребёнок устраивает истерику.

Конечно, мы не можем совсем не беспокоится, но все должно быть в разумных пределах: бесстрашного ребёнка полезно немного попугать, а боязливого – наоборот, в него нужно вселять уверенность, что все хорошо и что он со всеми трудностями справится.

Дети сами часто рисуют или играют в то, что они боятся. Если ребёнку надо проработать проблему смерти, он будет зарывать в песок и откапывать фигурку человека, или рисовать пожар и разрушения (как это делали дети Спитака, разрушенного землетрясением в 1988 году). Родителям же я посоветовала бы другое: создать в доме спокойную атмосферу, без страшных новостей и мультиков, чаще играть с ребёнком, даже если он играет в войну или Монстров (просто быть рядом и наблюдать); привнести в жизнь семьи больше радостных событий – интересных совместны мероприятий; чаще привлекать к общению с ребёнком отца или дедушку (мужчины, как правило, менее тревожны).

Запомните: как мы сами относимся к событиям, так будут относиться и наши дети.

Остались вопросы?

Мы будем рады ответить на все интересующие вас вопросы по телефону
8 (915) 000-21-13.

Ошибка!
Ошибка отправки сообщения.
Пожалуйста, представьтесь.
Некорректный формат E-mail.
Некорректный формат телефона.
в ответ пользователю
Продукт успешно удален из избранного.
Ваша корзина пуста.
Успех!
Ваше сообщение успешно отправлено.
Ваш комментарий успешно добавлен.
Ваш отзыв успешно отправлен и появится на сайте после проверки модератором.
Продукт успешно добавлен в избранное.
Продукт успешно добавлен в корзину.